Об иешиве

Духовная жизнь местечка Воложин c начала XIX века определялась функционированием иешивы, которую основал в 1803 году Хаим бен Ицхак (Хаим Воложинер).

Иешива (ешибот) – это иудейское высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Торы и Талмуда, подготовки учёных к званию раввинов.

На территории Северо-Западного края, в состав которого входила и современная Беларусь, Воложинская, Мирская и Тельшевская (Литва) иешивы считались средоточием талмудической науки. Первой из перечисленных появилась Воложинская.

Ряд еврейских религиозных учебных заведений подобного типа существуют по сей день в Израиле, Америке и России.

Равви Хаим бен Ицхак Воложинский (1749–1821) считался лучшим учеником Виленского Гаона (духовного лидера) – Элияху бен Шломо Залмана.

После смерти учителя в 1797 году, равви Хаим стал общепризнанным духовным лидером литовского еврейства. Он посчитал своим долгом продолжить дело великого учителя: помочь молодым людям изучать Тору.

В 1803 году Хаим объявил о создании иешивы в Воложине. Эту идею поддержал владелец местечка Воложин граф Юзеф Тышкевич. Он бесплатно выделил место под строительство ешибота и оказал финансовую помощь.

По свидетельству самого равви Хаима, он «создал свою ешиву для сына Ицхака, чтобы вырастить и воспитать его в наиболее благоприятной атмосфере познания Торы». Ради сына равви Хаим и взялся обучать еще нескольких талантливых юношей.

Первоначально здание иешивы было небольшим по размерам, и здесь обучалось только 10 местных еврейских юношей. Постепенно число учеников иешивы стало увеличиваться. Молодые люди прибывали в Воложин со всех концов Северо-Западного края Российской империи.

В 1806 году на пожертвования членов еврейских общин было построено новое здание, в котором были отведены места под столовую и ночного отдыха студентов.

Глава Воложинской иешивы считался самым авторитетным законоучителем еврейского мира. К нему обращались представители из многих общин за советом по разрешению спорных вопросов.

Примером глубокого почитания к Равви Хаиму служит следующий факт. В 1813 году из канцелярии военного губернатора ему была выдана охранная грамота о том, что военные люди всех рангов должны охранять школу Хаима и его студентов.

Хайм Воложинер постоянно поддерживал связь с Советом еврейских представителей, созданным в Санкт-Петербурге по «высочайшему повелению» императора Александра I. Ни одно серьёзное решение Совета не принималось без участия Хаима.

В 1818 году равви Хаим приехал в Санкт-Петербург, чтобы через еврейских представителей воспрепятствовать планам правительства по вопросам притеснения еврейского населения.

В последние годы своей жизни равви Хаим передал преподавание в иешиве своему сыну равви Ицхаку. Количество учеников в это время достигло более 100 человек. С 1821 года равви Ицхак стал вторым главой Воложинской иешивы, а через некоторое время общепризнанным духовным лидером не только литовских евреев, но и всех евреев Российской империи.

В 1843 году р. Ицхак прибыл в Санкт-Петербург, где выступил против решения правительства Российской империи о реформировании системы еврейского образования. Ему удалось отстоять существование своего учреждении без изменений учебного плана. За время его правления количество студентов увеличилось в два раза и составило 200 человек.

В 1849 году иешиву возглавил Элиэзер Ицхак Фрид, а с 1852 года – р. Нафтали Берлин и р. Йосеф Бер Соловейчик. Однако, у них были разногласия по поводу методов преподавания Торы и Толмуда.

Для урегулирования противоречий в Воложин прибыла делегация видных литовских раввинов, которые назначили главой ешибота Нафтали Берлина, а р. Йосефа его заместителем.

Равви Берлин руководил иешивой с 1854 по 1892 год. Благодаря его мудрости и предприимчивости, авторитет ешибота значительно возрос. В 1885 году годовой бюджет ешибота составил 16 675 рублей серебром. В конце 1870-х годов здесь обучалось около 300 студентов, а в конце 1880-х годов – более 400. Высокая репутация иешивы привлекала молодых евреев из других стран – Англии, Германии, Австрии и Северной Америки.

В книге «Еврейская энциклопедия: свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем в 16 томах», изданной в Санкт-Петербурге в 1908 – 1913 годах имеется подробное описание распорядка дня студентов иешивы, согласно которому молодые люди должны были заниматься более 14 часов в сутки. Но трудности и бытовые неудобства не пугали учеников.

Здесь обучались студенты, которые в будущем стали известными людьми с мировым именем. Среди них: Шмуэль Могилевер – основатель религиозного течения в сионистском движении; Элизер Бен Йегуда – пионер возрождения иврита, Шимон Гиманштэйн – израильский государственный и общественный деятель; Бенцион Динур – известный историк, Вульф Высоцкий – известный предприниматель и меценат Российской империи. 37 выпускников Воложинской иешивы получили высшую степень раввина. Среди них - Ицхак бен Хаим Воложинер, Авраам Ицхак Кук, Бар-Илан Меир, Иосеф Беер Соловейчик, Моше Соловейчик, Хаим Берлин, Шмуэль Салант и др.

В 1891 г. русский министр народного просвещения утвердил «Правила о Воложинском ешиботе». Отныне студенты должны были изучать не только Талмуд, но и русский язык, арифметику в объеме курса еврейских народных училищ. Глава иешивы Нафтали Берлин не согласился с этим. Поэтому, в 1892 году власти объявили о закрытии иешивы. Равви Берлин и учащиеся ешибота были высланы из Воложина.

В 1895 году правительство разрешило использовать здание иешивы для молитвы, а через некоторое время занятия в ешиботе снова возобновились. В 1899 году главой иешивы стал равви Рафаэль Шапиро.

Во время Первой мировой войны учреждение было закрыто и лишь в 1921 году возобновило свою деятельность. Возглавил ешибот равви Яков Шапиро. Последним руководителем учреждения стал равви Хаим Валкин. Во время фашистской оккупации 64 студента и глава иешивы были расстреляны гитлеровцами.

Во время войны здание иешивы было сильно повреждено – уцелели лишь её стены. Со временем строение было восстановлено. В нём размещались столовая, ресторан, затем – кулинария и цехи объединения общественного питания. В 2000 году здание было передано Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь. В настоящее время его собственником является Воложинский районный исполнительный комитет. Здание бывшей Волиешивы внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В настоящее время иешива в Воложине является объектом религиозного и познавательного туризма в Беларуси, входит в экскурсионные туры, туры выходного дня, а также является объектом паломничества евреев мира. «Воложин это еврейский Оксфорд…» – сказал председатель Совета белорусских еврейских общин Олег Рогатников на международной онлайн-пресс- конференции «Воложинская иешива в мировом еврейском образовании и мировой культуре» в Воложине в июне 2023 года.