История города

История

Воложин – районный центр Минской области Республики Беларусь, в 75 км северо-западнее Минска, на реке Воложинка, в 17 км от железнодорожной ст. Воложин на линии Молодечно – Лида. Относится к числу древнейших городов Беларуси. Место для поселения было на высоком холме возле реки Воложинки – притока Ислочи. Воложинка в то время была доступна лодкам и небольшим стругам. Здесь, на окраине Налибокской пущи, сходились и пересекались транспортные и торговые пути.

Расположение города на границе с пущей усиливало его значение как торгового центра. В центре поселения проходили большие ярмарки. Продавать товары можно было, не распрягая лошадей – прямо «с колёс». Сюда на торги стекались товары из пущи: мед, меха, рыба, грибы, орехи, кадки, бочки, коши, корзины и товары из ближайших земледельческих районов: скот, кожа, щетина, зерно.

Само же название Воложин – с основой «волога» означает переувлажненное, пониженное место. Это подтверждает близость пущи, ее заболоченных низин. По мнению белорусского географа В. Жучкевича, человек, который здесь поселился, получил имя Валога, и топоним «Воложин», возможно, образовался от его имени. За столетия пуща была оттеснена от города, хотя еще в конце ХІХ начале ХХ ст. болота с юга совсем близко подступали к местечку.

О происхождения названия “Воложин” существует несколько легенд. Одна из них повествует, что когда-то очень давно здесь жил молодой парень. Был сильным и добрым, никогда никому не отказывал в помощи. За его силу люди дали ему прозвище – Волат. Когда у жителей этой местности спрашивали, где они живут, те отвечали, что живут они там, где раньше “Волат жил”. Сочетание этих слов со временем трансформировалось и получилось название города – Воложин.

Еще одна легенда происхождения названия города состоит в том, что в древние времена перегонщики волов всегда останавливались в этом месте на привал. Здесь текла река, и волы пили из неё воду и отдыхали. А когда нужно было гнать животных дальше, главный погонщик кричал: “Волы, жень! Волы, жень!” Эти два слова со временем слились в одно и стали произноситься – Волыжень, Воложин.

Первые письменные упоминания о Воложине (1400 год) встречаются в немецких хрониках «Исторические источники прусского прошлого до заката владычества ордена» в разделах «Сведения о литовских дорогах», «Дорога из Траб в Новогрудок». В конце XIV ст. крестоносцы, проходя через поселение, называли его «Флосшейн» или «Влошин» (т.е. «лесосплав», «плот»). С этого времени Воложин – центр удельного княжества. Первым известным владельцем Воложина был великий князь Витовт. В 1407 году он выдал привилей на владение Воложином старосте виленскому Войцеху Монивиду.

Расцветом Воложинского княжества можно считать середину XV века. Этот период неоднократно упоминается «Хронике Быховца».

В шестисотлетней истории Воложина, начиная со средних веков и вплоть до XIX столетия, хозяева меняются один за другим. От Монивида Воложин переходит к Василию Верейскому, потом к Альбрехту Гаштольду, известному государственному деятелю ВКЛ и зятю князя Верейского. После Гаштольдов имение оказывается собственностью Радзивилов, потом Слушков. Юзеф Богуслав Слушка строит в местечке бернардинский монастырь и при нём школу (1681 г.), а в 1710 году церковь Святой Параскевы. С 1714 года Воложин переходит к Денгоффам. В начале 30-х годов XVIII ст. – к Чарторыйским.

В 1803 году Адам Чарторыйский за 100 тысяч злотых продаёт Воложин виленскому старосте графу Юзефу Тышкевичу, потомки которого вплоть до воссоединения Западной и Совесткой Беларуси в сентябре 1939 года, владели Воложином и значительной частью Налибокской пущи.

Наиболее известными в Беларуси считаются Тышкевичи из Логойска братья Константин и Евстафий, которые были выдающимися археологами, фактически основателями белорусским научной археологии. В 1842 году братья Константин (1806-1868) и Евстафий (1824-1873) Тышкевичи открыли в Логойске первый в Беларуси историко-археологический музей. Дед Константина и Евстафия (Филициан) является родным старшим братом Юзефа Тышкевича.

При Тышкевичах в начале XIX в. возводятся постройки графской резиденции и костела, которые и поныне определяют архитектурное лицо города.