Костёл Святого Юзефа

История

Украшением центральной части города Воложина является костёл святого Юзефа. Храм построен по распоряжению графа Юзефа Тышкевича в 1816 году.

Мощный шестиколонный портик дорического ордера определяет главный фасад здания. Боковые фасады имеют плоскостной характер и декорированы небольшим набором деталей. Храм выполненный в строгих формах классической архитектуры Древней Греции. Расположение костела на углу площади, у пересечения с главной улицей города, делает его заметной доминантой Воложина.

Наиболее полным и важным по характеру информации является «Визитное описание» костёла и монастыря, датированное 1818 г.

«…Костёл под титулом Святого Юзафа построен из камня в 1816г. на средства Юзефа Игнатия Тышкевича, старосты Велятицкого, кавалера разных орденов. Этот костёл длиною 75 локтей (1 локоть – 47,4 см), шириной 35 локтей, имеет фасад прекрасный, внизу которого есть четыре гипсовые фигуры евангелистов; в верхней части фасада – изображение библейского сюжета – Абрам ведёт своего сына Исаака на жертвоприношение; над фронтоном возвышаются гипсовые фигуры, обозначающие три добродетели – Веру, Надежду, Любовь. Средняя из них держит крест, обитый жестью…»

Известный краевед Владислав Сырокомля, который посетил Воложин в 1861 году, характеризуя воложинский костел, писал:

«Над приземистым местечком, которое, кажется, пало на колени перед величием костела, светят чудесные «муры» храма. Эта святыня во вкусе ХVІІІ столетия, когда карандашом архитектора руководила не набожность, а увлечение греческой красотой. Напоминает он виленскую катедру, только без боковых каплиц».

После событий 1863-1864 г., в 1866 году костел святого Юзефа закрыли и его здание передали православной общине. В июле 1919 года костел был возвращён католической общине; в это же время пожар уничтожил крышу и третью часть самого здания. Ремонт завершился только в 1929 году. Стены храма оштукатурили и побелили, установили новые оконные рамы и двери, появился новый орган.

В годы Великой Отечественной войны настоятель храма был расстрелян за связь с партизанами, а храм сильно обезображен. В 1960 году костел закрывают. Имущество его было вывезено, повреждён орган, разбиты фигуры евангелистов, которые стояли в нишах главного фасада. Здание костела использовали под склад мебели, затем как цех строительного железобетона «Межколхозстроя», затем здесь размещался филиал минского завода «Термопласт».

В 1991 году костел возвратили католической общине.

В настоящее время храм восстановлен: произведён ремонт крыши и внешнего фасада здания, нарядно выглядит внутренний интерьер костёла. И сегодня главный фасад костёла привлекает наше внимание мощным шестиколонным портиком дорического ордера, увенчанным треугольным фронтоном с изображением «всевидящего ока». Чуть поодаль от костела расположилась брама-звонница. Она в миниатюре повторяет архитектуру храма: трехпролетная арка имеет четырехколонный дорический портик с фронтоном. По углам брамы фигурные контрфорсы.

Глаз в треугольнике — самый растиражированный символ масонства. Вот только это философско-этическое течение появилось в конце XVI века, а само «всевидящее око», или «лучезарная дельта» имеет более древнюю историю. Масоны заимствовали данный символ из христианства, где треугольник символизировал Троицу, а глаз — всевидящее око провидения. Поэтому христиане также продолжают его использовать.